по названию:
1-9  А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
по описанию, адресу:
 

Станет ли Конюшенный двор апарт-отелем

На месте исторического здания Конюшенного двора в Санкт-Петербурге планируется возведение апарт-отеля. Уже снесены 2 флигеля, правда, не являющиеся памятниками архитектуры, на их месте роют котлован для подземной парковки, и это только начало…

Идея постройки на этом месте придворных конюшен принадлежит Петру I. Он позаимствовал её у короля Франции во время путешествия по Европе в 1717 - 1719 году. Вернувшись, со свойственной ему энергией приступил к делу, и проектирование комплекса было поручено архитектору Н.Ф. Гербелю. Место выбрали не случайно – открытое большое пространство (в то время это была окраина города), наличие проточной воды (река Мойка). Архитектор построил не только здание – был сформирован целый район, включающий Конюшенную площадь, Малую и Большую Конюшенные улицы.

Первое здание возвели в стиле петровского барокко, вдоль реки Мойки, оно повторяло её изгиб, а противоположный корпус был украшен башней, которую венчал купол и золоченая фигура коня на шаре. Комплекс включал в себя конюшни на 300 лошадей, каретные сараи, мастерские, жилые помещения для служителей. Строительство продолжалось до 1734 года, и заканчивал его уже известный русский зодчий М.Г.Земцов. Одновременно была построена и освящена деревянная церковь Спаса Нерукотворного, предположительно, архитектором Д. Трезини. В 1746 году церковь перестроили в камне и богато украсили. В 1817 – 1823 году она перестроена ещё раз, теперь под руководством В.П. Стасова.

Это был придворный храм, где в 1826 году стояла «печальная колесница», на которой из Таганрога привезли тело Александра I, а 1 февраля (по старому стилю) здесь отпевали А.С.Пушкина, и отсюда 3 февраля тело великого поэта было увезено в Святогорский монастырь.

Комплекс Конюшенного двора перестраивался несколько раз, так как район из окраины постепенно становился центром города, и вид здания уже не соответствовал парадному окружению. Проекты по перестройке составляли такие знаменитые архитекторы, как А. Ринальди и Л. Руска, но на их реализацию в казне не хватало денег, а в 1816 году к работе над планом обновления уже изрядно обветшавшего здания приступила команда зодчих, в которую входили К. Росси, В. Стасов, А. Модюи, А. Михайлов.

По их проекту сохранены старые стены, внутри же всё переоборудовали – конюшни расположились со стороны Мойки, в них уже применялись такие технические новинки, как подача воды с помощью паровой машины. В помещениях, где лошадей поили, стояли чаши из гранита, выполненные знаменитым в то время каменотесом С. Суховым, из них пили царские скакуны. Вдоль нынешнего канала Грибоедова вместо жилого корпуса был построен манеж, а квартиры чиновников Придворно-Конюшенного ведомства расположились на втором этаже южного корпуса. Фасады окрасили в светло-серый цвет с белыми деталями.

В. Стасову удалось соединить ансамбль Конюшенного двора с Невским проспектом, с которым его соединяет Большая Конюшенная улица – юго-западный портик здания хорошо виден с Невского проспекта, что полностью соответствует петербургскому негласному правилу, требующему, чтобы перспектива улицы замыкалась значимой архитектурной деталью..

Одновременно В. Стасов занимался строительством Павловских казарм.

В Императорских конюшнях того времени одновременно находилось около 500 лошадей не старше 4-х лет, здесь нашли свои «модели» Э. Фальконе для Медного Всадника и П. Клодт для скульптур на Аничковом мосту.

В 1844 году сюда был проведен водопровод, в 1860 году–телеграф для бесперебойного и быстрого сообщения с Кабинетом Его Величества, а в 1867- 70 годах установлено газовое освещение.

Интересно, что с 1898 по 1903 год по конюшенному ведомству служил и занимал 5-комнатную служебную квартиру в этом здании барон Маннергейм (позднее он переехал в дом №2).

В феврале 1917 года в Конюшенном дворе квартировала 4-я рота Павловского полка, а в советское время здесь располагались ГАИ Дзержинского (ныне Центрального) района, транспортные организации, ряд отделов НИИ «Гидропроект». И, наконец, ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Проект будущего отеля предполагает 70 апартаментов, подземную парковку на 140 автомобилей, места для отдыха, 3 парковых комплекса, фонтаны.

Союз архитекторов Санкт-Петербурга считает этот проект недопустимым, противоречащим всем законам обращения с архитектурными памятниками. Это мнение активно поддерживается градозащитниками. Планируется ещё раз провести согласование проекта, а значит строительные работы должны быть приостановлены.

 Поделиться ссылкой:
новости Петербурга | новости гостиниц | Отели на Московском проспекте