по названию:
1-9  А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
по описанию, адресу:
 

Исаакиевский собор – храм и музей

Пётр I родился 30 мая 1672 года. Это день святого Исаакия Далматского, и в новой столице царь непременно хотел построить храм во имя своего небесного покровителя.

Первая Исаакиевская церковь действительно появилась уже в 1710 году (по другой версии, в 1707-м), и находилась она рядом с Адмиралтейством примерно на том месте, где позднее поднял на дыбы своего коня Медный всадник. В ней Петр I венчался со второй супругой Екатериной (I).

В 1717 году царь лично, в присутствии высших чинов духовенства, заложил новую церковь на месте старой деревянной, и уже каменную. А с 1723 года существовал петровский указ, по которому строго в этом храме должны были принимать воинскую присягу моряки Балтийского флота. Однако история второго, равно как и третьего, Исаакиевского собора не была долгой, тому причиной оказались и ошибки при проектировании, и качество материалов. Но решающим, скорее всего, стал тот факт, что Петербург приобретал уже облик блестящей столицы, которому совершенно не соответствовал скромный вид храма.

Молодой император Александр I организовал конкурс на создание проекта нового собора. Комиссия из влиятельных государственных деятелей множество проектов отклонила и наконец в 1818 году утвердила проект молодого архитектора из Франции Огюста Монферана. Закладка собора произошла в июле 1819 года.

Это было уникальное строительство, в процессе которого талантливый зодчий совместно с А. Бетанкуром применил большое количество интереснейших инженерных решений. Так, при закладке фундамента были забиты 10 762 свай, затем залиты водой, а когда вода замерзла, сваи аккуратно подрезали под один уровень. Диаметр свай и расстояние между ними было одинаковым (ø26 – 28 см, а длина сваи 6,5 м), затем использовалась сплошная кладка – всё это было очень важно для огромного здания на болотистой петербургской почве.

Монолитные гранитные колонны были вырублены в скалах недалеко от города Выборга – их изготовление, транспортировка и установка настолько необычны и технически гениальны, что по этому процессу (установке) изготовлена модель, которую можно увидеть внутри собора. В качестве иллюстрации можно привести слова самого Монферана о том, что при установке 48 колонн с помощью лесов никто не услышал даже скрипа. На первой установке 20 марта 1828 года присутствовала августейшая семья.

Проект несколько раз подвергался изменениям, так как в процессе работы появлялись новые идеи для его совершенствования. Так произошло и при строительстве купола, который изначально предполагали делать кирпичным, но потом собрали из металлических элементов. Это был третий в мире купол, имеющий такую конструкцию, и до сих пор он остаётся четвёртым по величине после купола собора Святого Петра в Риме, собора Святого Павла в Лондоне и собора Святой Марии во Флоренции. Внешний диаметр – 25,8 м. Купол позолоченный, на его золочение использовано 100 кг золота.

Высота собора 101,5 м, площадь – 4 000 кв. м, одновременно он может вместить 12 000 человек во время службы. Освящен собор был 30 мая 1858 года. Строительство продолжалось почти 40 лет, и, конечно, существуют легенды, объясняющие этот долгострой. Одна из них гласит: Монферану предсказали, что он умрёт, как только закончит работы в Исаакиевском соборе. Можно верить или не верить в предсказания, но архитектор умер через месяц после окончания работ. Ещё одна легенда связана с предсказанием о падении дома Романовых после того, как будут сняты последние строительные леса с собора. Ну а сняты они были в 1916 году…

Золотой купол Исаакиевского собора в хорошую погоду можно видеть практически из любого района Санкт-Петербурга. Это уникальное здание сегодня является символом города на Неве, и трудно представить, что было время, когда его считали совершенно не соответствующим облику столицы, называли «чернильницей», находя в облике собора некое сходство с канцелярской принадлежностью.

Внешне Исаакий монументален и прекрасен, но нужно обязательно посмотреть его внутреннее убранство. В создании интерьера принимали участие известные художники и скульпторы, среди которых К. Брюллов, Ф. Бруни, П. Клодт. В отделке использована мозаика, золочёная бронза, малахит, лазурит, различные сорта мрамора. Здесь 3 алтаря и роскошный витраж размером 28,5 кв. м, изображающий Воскресшего Христа. Под куполом – фигурка голубя.

После октября 1917 года храм был практически разорён, затем передан для нужд науки. Во время блокады Ленинграда купол храма был покрыт серой краской, но всё равно оставался прекрасным ориентиром для вражеской артиллерии, стоящей на Пулковских высотах. Однако именно это и служило своего рода защитой для сооружения, такой ориентир немцы не собирались уничтожать, и, хотя много следов от снарядов осталось на гранитных колонах собора, он не был разрушен. Более того, в его подвалах во время блокады сохранились экспонаты музеев Ленинграда и пригородов.

В 1948 году в соборе установили маятник Фуко (сейчас его убрали), который демонстрировал наглядно вращение Земли благодаря своей огромной длине. После реставрации, уже в 1960-е годы, была открыта смотровая площадка на колоннаде, на высоте 43 метра, откуда открывается потрясающий вид на город.

В соборе снова проводятся службы по праздничным дням и воскресеньям, но он продолжает оставаться интереснейшим музеем, посещение которого оставляет неизгладимое впечатление.

Адрес собора: Исаакиевская площадь, д.1, ближайшая станция метро – «Адмиралтейская».

В собор можно попасть каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 18.00.

Стоимость билетов в собор для взрослых – 250 руб., для детей до 7 лет посещение бесплатное, пенсионеры и молодёжь от 7 до 18 лет платят 50 рублей.

Чтобы подняться на колоннаду, взрослые должны заплатить 200 рублей, учащиеся – 100 рублей.

См. также: информация об отеле "Астория"
 Поделиться ссылкой:
новости Петербурга | новости гостиниц | Пятизвездные отели Петербурга